О пропаганде

Буржуазная пропаганда. Технологии манипуляции сознанием масс (21.07.2014)

Конспект статьи Л.Сокольского от 21.07.2014 г. http://work-way.com/burzhuaznaya-propaganda-texnologii-manipulyacii-soznaniem-mass/

"Попытки буржуазных ученых, в частности достаточно популярного в России С.Г.Кара-Мурзы, изучить этот вопрос, не являются удовлетворительными".

Задача коммунистической пропаганды – убедить людей действовать в своих классовых интересах, а задача буржуазной пропаганды – заставить трудящихся действовать против своей воли в интересах враждебного им класса буржуазии.

Ведущая роль в буржуазной пропаганде отводится различным приемам и методам внушения с целью выработки у аудитории определенных установок. Обращаясь к массовой аудитории, она отказывается в большинстве случаев от развернутой аргументации, подменяя ее техникой внушения, строящейся на принципах, которые практически лишают аудиторию возможности рассуждать. Буржуазные пресса, радио, телевидение, интернет-ресурсы предлагают своей аудитории готовые решения и делают все для того, чтобы они были часто даже помимо воли людей внедрены в их сознание. По существу буржуазная журналистика использует методы идеологического насилия над читателями, зрителями и слушателями.

Одно из основных мест среди приемов буржуазной пропаганды занимает метод стереотипизации.

Буржуазная журналистика стремится избежать размышлений по поводу тех или иных явлений и потому подменяет их более прямолинейными и эмоционально насыщенными установками (стереотипами), соответствующими интересам господствующего класса.

...уже отбор фактов является первым и важнейшим приемом дезинформации. Не случайно сегодня немало говорят об информационном мусоре, который заваливает сознание людей в буржуазном обществе. Обилие малозначительных сообщений, выдаваемых за многозначительные, частое замалчивание самых главных событий способствуют созданию искаженной информационной картины мира, которая прокладывает дорогу лжи и манипуляции.

Техника искажения картины мира с помощью целенаправленного отбора сообщений предполагает смещение реальных оценочных акцентов. Наиболее разительно все это проявляется в сенсационности буржуазной прессы, когда заостряется внимание на весьма малозначительных в общественном отношении фактах и оттесняются на задний план факты действительно важные для понимания законов социального развития.

Одними из наиболее хитрых приемов буржуазной журналистики являются методы полуправды и инсинуации, когда множество деталей и реальных фактов, имевших место в действительности, приводится только для того, чтобы обосновать совершенно ложный и необоснованный вывод и выдать его за истину. В данном случае многочисленные аргументационные ходы и информационная насыщенность также призваны придать видимость правдоподобия.

Хотя буржуазная журналистика сегодня открещивается от фашистской техники "большой лжи", это не мешает ее теоретикам называть Геббельса чуть ли не отцом современной буржуазной теории пропаганды. Отсюда и те многочисленные издания на Западе, и прежде всего в Соединенных Штатах Америки, дневников Геббельса и книг, посвященных его пропагандистским акциям.... буржуазные журналисты в подавляющем большинстве и по своей сути являются послушными поставщиками нужного владельцам разных изданий товара. Не случайно В. И. Ленин называл буржуазных журналистов "публичными мужчинами" — делает их таковыми система буржуазных средств массовой информации и пропаганды, где решающее слово принадлежит собственникам информационно-пропагандистских концернов.

По существу теоретики буржуазной журналистики учат не умению видеть реальную, истинную картину жизни, а, наоборот, они учат искусному жонглированию фактами, технике создания видимости правды.

Все это делается только для того, чтобы прикрываясь внешним лоском правдоподобия, увести трудящихся капиталистических стран от истины, от понимания ими законов развития окружающего мира, от классовой борьбы – того единственного пути, идя по которому можно кардинально изменить существующее общество.

Л.Сокольский, 21.07.2014 г.

"Большая ложь" германских фашистов: организация и технологии (25.07.2014)

Конспект статьи http://work-way.com/bolshaya-lozh-germanskix-fashistov-organizaciya-i-texnologii/#more-5668

Понятие "большая ложь", о котором мы говорили выше, было сформулировано Гитлером в его книге "Майн кампф". Английский лорд Моэм в антигитлеровской брошюре "Ложь как союзница" процитировал эту формулировку следующим образом: "Большой лжи всегда присуща определенная сила правдоподобия, потому что широкие массы народа… в своем примитивном простодушии скорее готовы пасть жертвами большой лжи, нежели лжи маленькой, поскольку они сами часто врут по мелочам, но устыдились бы прибегнуть к большой лжи.
Им никогда не пришло бы в голову фабриковать колоссальные измышления, и они не могут даже подумать, что другие могут иметь наглость искажать истину столь бессовестно. И если даже им ясно доказать это на фактах, они все же будут сомневаться, колебаться и продолжать выискивать какие-то другие объяснения. Ибо от наглейшей лжи всегда что-то остается, даже после того, как она разоблачена,— это факт, известный всем лжецам на этой земле и всем конспираторам по части лжи".

Весьма изощренным образом воздействовали нацисты на иностранную аудиторию и без посредничества зарубежных журналистов. Этому служила система "черных" радиостанций, выдававших себя за рупоры "оппозиции" в различных странах. ... В июле 1942 г. Геббельс высказал мнение, что черная" радиоагитация изжила себя, как во внутриполитической борьбе еще в 1932 г. изжили себя листовки. Тем не менее, из имевшихся на тот период 11 "черных" радиостанций он велел ликвидировать только 4. Из 7 оставшихся одна вещала на Советский Союз от имени… "старой ленинской гвардии".

Министерство пропаганды особое внимание уделяло ежедневным пресс-конференциям, а точнее, инструктажам для журналистов. На эти инструктажи, проводившиеся дважды в день, были обязаны являться специально аккредитованные представители всех берлинских, а также крупнейших провинциальных газет. (По данным на 1940 г., а Германии выходило примерно 2300 газет.)

"Роты пропаганды" были призваны не только обслуживать средства массового воздействия гитлеровского рейха, но и вести агитацию непосредственно в частях и соединениях вермахта, а также обеспечивать психологическую обработку войск и населения противника. (Это к вопросу о либеральном мифе, широко распространяемом в СССР в перестройку радетелями за капитализм, что якобы в армии не должно быть идеологии. Ровно напротив – армии без идеологии не бывает. Как видим, не только в советской армии, но и у гитлеровцев были свои "политруки". Точно такие же "политруки" существуют и в современной российской армии – их роль ныне выполняют попы — военнослужащие православных "рот пропаганды".)

Наиболее системно и полно  методы и способы нацистской агитации изложены в книге немецкого исследователя  В. Хагемана  "Публицистика в третьем рейхе", в диссертации его однофамильца  Ю. Хагемана "Руководство прессой в третьем рейхе", в статье американца Л. Доуба "Геббельсовские принципы пропаганды", в ряде работ советских ученых, например, Н. Корнева. Ю.Я. Орлова и А. Е. Глушкова, российского исследователя истории германской журналистики Г.Ф. Вороненковой. Наибольшее доверие вызывают, разумеется, работы советских ученых, ибо они написаны с классовых позиций рабочего класса, без чего сущность гитлеровских методов обработки массового сознания людей понять невозможно. Самый важный вывод, который прямо вытекает из представленных всеми исследователями фактов это то, что нацистская клика воевала агитационно-пропагандистскими средствами против собственного народа точно так же, как и против других народов.

В статье автора приводится мифы, из которых состояло мировоззрение ("Weltanschauung"). Авто пишет: значительная часть этих мифов широко распространена и сегодня, в том числе и на постсоветском пространстве. По сути, она и составляет современное либеральное и в значительной части левое, т.е. оппортунистическое мировоззрение. Вот эти мифы:

  • о "тотальной вине" евреев;

  • о "двойственной природе" капитала, который нацисты делили на "производительный" и "процентный", "долговой", т. е. банковский капитал, вставая горой за первый и демагогически ниспровергая второй;

  • о "союзе" международных еврейских банков и международного марксизма;

  • о строительстве в нацистской Германии "подлинного социализма" и "подлинно народного государства";

Объявив марксизму "мировоззренческую войну на уничтожение", немецко-фашистская клика в то же время пыталась жульнически присвоить его антибуржуазный пафос.

Конечно, научной аргументации для подобных тезисов не существует. Потому она нацистскими идеологами игнорировалась, причем совершенно сознательно. "Побеждает не всегда тот, кто прав, но временами и тот, в ком больше терпения,— так утверждал Геббельс в письме обласканному им карикатуристу Мьёльниру. — Христос не приводил в своей нагорной проповеди никаких доказательств. Он только выдвигал утверждения. Само собой разумеющиеся вещи не доказывают. Это принципы, которые действуют всегда и которыми нельзя пренебрегать безнаказанно".

Там же, где гитлеровцы старались создать видимость аргументации, она не могла не быть мнимой как раз потому, что покоилась на преподнесении сомнительных в научном отношении утверждений в качестве "само собой разумеющихся вещей". После того как национал-социализм все-таки был наказан, "имперский шеф прессы" О. Дитрих признался: "Гитлер умел привносить фальшивые или в высшей степени уязвимые предпосылки уже в исходные пункты своих выступлений, чтобы затем, опираясь и основываясь на них, доказывать воспринимавшему их слушателю то, что он хотел ему доказать". В этом свидетельстве Дитриха описан один из фундаментальных приемов внушения, который активно используется и в современной буржуазной пропаганде.

В ряду мероприятий, с помощью которых гитлеровцы изыскивали средства для форсированного вооружения, была и афера с "народным автомобилем". Сотни тысяч немецких семей вносили регулярные взносы на этот автомобиль, которым им так и не суждено было обзавестись.

Установление контактов с новой аудиторией посредством заверений в искренности и объективности можно рассматривать как один из исходных приемов нацистской агитационной методики.

3 апреля 1940 г. ... Геббельс отдал распоряжение, чтобы "для засылки ложных сообщений никогда не использовался официальный аппарат, информационные агентства и т. д.", что "источник лжи должен тотчас маскироваться", что "радио и пресса в собственной стране вообще не должны компрометировать себя такой ложью", что для нее подходят "только каналы, идущие за границу".

С точки зрения маскировки источника дезинформации весьма удобным каналом для нацистов служили "черные" радиостанции. Специфической формой использования радио было вещание на волне противника.

В лагерь противника забрасывались также фальшивые листовки.

С огромной изощренностью использовались нацистами доверительные устные формы общения, посредством чего распространялись легенды и слухи.

Одновременно нацисты старались создать вокруг средств массовой агитации ореол мистической потусторонности, вездесущности, непогрешимости. Нацистам не было свойственно просвещать народ, скажем, по поводу того, как делается газета, как готовится радиопередача и т. п. На инструктаже 9 июня 1940 г. Геббельс учинил разнос еженедельнику "Ди вохе", опубликовавшему фотографию граммпластинки, с которой шли в эфир фанфарные позывные, предварявшие специальные радиосообщения об особо эффектных военных победах

В то же время авторитет прессы, радио поддерживался посредством подстраховки лживых сообщений правдивыми, а еще точнее — такими, в которые читатели и слушатели легче могли поверить. У. Ширер отмечал, что эффективность материалов газеты для американских военнопленных "О-кей — Оверсий кид" возросла после того, как нацистские агитаторы начали перепечатывать в ней статьи американских авторов. Наблюдатели на Западе предположили, что Геббельс просто рехнулся, когда по поводу сталинградской катастрофы немецкому населению было сообщено кое-что о ее масштабах. Эти наблюдатели тогда не знали, что Геббельс специально ездил в ставку Гитлера с предложением сказать народу "всю правду" о Сталинграде, но только для того, чтобы в будущем лгать еще беспардоннее. Вместе с тем признанием размеров катастрофы под Сталинградом нацисты хотели подтолкнуть правящие круги США и Англии к размышлениям о том, какую "опасность представляет большевизм для всего западного мира".

В этой связи нужно еще раз отметить важную манипулятивную роль мировоззренческих мифов. Людям, воспитанным на мистических представлениях, легче было подсунуть всякого рода грубейшие событийные аналогии, облеченные в форму исторических ссылок.

Особой формой конкретно-событийной лжи было придание ложного смысла бесспорным фактам. ... вместо слова "отступление" говорилось "плановое улучшение фронта" и "сокращение фронта".

Приданию ложного смысла хорошо поддавались специально "организованные" факты. Широко известно, как нацисты использовали их в качестве предлога для внутри- (например, поджог рейхстага) и внешнеполитической (например, инсценировка якобы польского нападения на немецкую радиостанцию в Гливице, с чего началось вторжение в Польшу) провокации.

... "населению города (Краснодара) было объявлено немецким командованием, что несколько тысяч пленных бойцов Красной Армии якобы будут проведены через город и что населению разрешено оказать им помощь продовольствием. В связи с этим большое количество жителей гор. Краснодара вышло навстречу, прихватив с собой подарки и продукты, но вместо советских военнопленных им навстречу были пущены автомашины с немецкими ранеными солдатами, причем тут же была произведена фото- и киносъемка, которая, по замыслу немецких провокаторов, должна была иллюстрировать "встречу", якобы устроенную советскими гражданами немецким солдатам".

Метод искажения фактов в нацистской пропаганде использовался преимущественно в "позитивной" пропаганде нацистских "достижений" посредством нагнетания гигантоманиакальных превосходных степеней и в меньшей степени — в "негативной" пропаганде, где господствовало грубое принижение, увенчивавшееся бранью.

В годы второй мировой войны гитлеровцы широко применяли "Greuelpropaganda", т. е. "пропаганду жестокостей", якобы совершавшихся советскими солдатами. При этом Геббельс открыто заявлял на своих инструктажах, что здесь допустимы любые преувеличения и фальсификации.

Этот метод запугивания собственного населения непосредственно перекликался с методом демонстративного запугивания (блефа) заграницы посредством "организованных" фактов.

Пример работы гебельсовской пропаганды: "Секретному (т. е. "черному" — прим. авт) передатчику надлежит тотчас всеми средствами заняться созданием панических настроений во Франции. Для этой цели он должен работать с абсолютно французской тенденцией и в тоне величайшего возмущения и замешательства протестовать против упущений французского правительства. В частности, он должен для этого подхватывать и распространять курсирующие во Франции слухи. В особенности он должен заняться слухами о намерении французского правительства бежать из Парижа ..."

Одной из излюбленных военных хитростей нацистов было предвосхищение ожидаемых событий посредством еще не подтвердившихся, но возможных и правдоподобных сообщений.

С беспримерной наглостью нацисты использовали метод фальшивых опровержений.

В инструментарии нацистской агитации разнообразное применение находили фальшивые цитаты. Лично геббельсовской уловкой, примененной министром, например, в обильно напичканной клеветой брошюре "Коммунизм без маски", были мнимоточные, вплоть до указания страниц, фальшивые ссылки на источники. Этот метод ныне активно применяется в российских медиа, и в первую очередь в интернете, где частенько под видом цитат классиков марксизма, особенно К.Маркса и Ф.Энгельса, с работами которых знакомы немногие, подается оппортунистическая или прямо буржуазная ложь. Как показывает практика, прием этот срабатывает очень неплохо, ибо редко кому из читателей даже левых взглядов приходит в голову их перепроверить.

Таковы в общих чертах методы фашистской "большой лжи". Как видите, разоблачение их не такое простое дело, особенно в случае практически полного отсутствия действительно правдивой и объективной информации, пусть даже эта "объективность" и была бы объективностью господствующего класса буржуазии. Изложенная с буржуазной точки зрения, она все равно позволила бы населению Германии составить себе более или менее реальную картину окружающего мира. А вот результатом тотальной лжи, подаваемой под видом правды, т.е. глобального обмана и дезинформации населения, неизбежно явилась дезориентация людей, даже самых образованных и думающих. Глобальность, непрерывность и регулярность воздействия на массовое сознание, когда человек со всех сторон окружен враньем – это главные принципы, на которых строилась "большая ложь" гитлеровцев.

Л.Сокольский, 25.07.2014 г. (Настоящая статья – переработанная, сокращенная и дополненная мной статья Ю.Я.Орлова "Техника "большой лжи".)

Комментарии Ромина С.А.

 1."Людям, воспитанным на мистических представлениях, легче было подсунуть всякого рода грубейшие событийные аналогии, облеченные в форму исторических ссылок." КПРФ заигрывает с боговерующими, поддерживает православную церковь, потому что верующим можно внушить что угодно!

2. В городе Артеме на сайте АртемКПРФ используется метод "фальшивых цитат". Наверное, с целью дебилизации граждан и дискредитации идей коммунистов. Вот пример http://www.artemkprf.ru/index.php/447-20140608-1).

3. "Метод запугивания собственных граждан" Зюганов Г.А. использует с 1993 года! Постоянно говорится и пишется об ужасах, к которым привело страну правительство Черномырдина, Кириенко, Путина, Медведева (всегда ругают текущее правительство с целью "торга"). А после запугивания идет вранье, что России придет окончательный конец, если за КПРФ не проголосуют на очередных выборах.

4. Гебельс: "во внутриполитической борьбе еще в 1932 г. изжили себя листовки". Потому что листовки - это средство для оппозиции, а в 1932 году Гитлер пришел к власти, и в его распоряжение перешли газеты, радио и гос.аппарат!

 

Пропаганда буржуазная и пропаганда пролетарская (12.02.2013, Г. Гагина)

Взято тут http://work-way.com/propaganda-burzhuaznaya-i-propaganda-p/

Для коммунистов пропаганда и агитация были всегда основным направлением  идеологической работы с массами.

Вот как понимал смысл и суть пропаганды и агитации марксист  Плеханов: "пропагандист дает много идей одному лицу или нескольким лицам, а агитатор дает только одну или только несколько идей, зато он дает их целой массе лиц".

Ленин поясняет смысл тезиса Плеханова подробнее: "…пропагандист, если он берет, например, тот же вопрос о безработице, должен разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности в современном обществе, обрисовать необходимость его преобразования в социалистическое общество и т. д. Одним словом, он должен дать "много идей", настолько много, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности, будут усваиваться лишь немногими (сравнительно) лицами.

Агитатор же, говоря о том же вопросе, возьмет самый известный всем его слушателям и самый выдающийся пример, — скажем, смерть от голодания безработной семьи, усиление нищенства и т. п. — и направит все свои усилия на то, чтобы, пользуясь этим, всем и каждому знакомым фактом, дать "массе" одну идею: идею о бессмысленности противоречия между ростом богатства и ростом нищеты, постарается возбудить в массе недовольство и возмущение этой вопиющей несправедливостью, предоставляя полное объяснение этого противоречия пропагандисту.

Пропагандист действует поэтому главным образом печатным, агитатор — живым словом."

Из этого ленинского понимания пропаганды и агитации становится совершенно ясно, что коммунисты, проводя идеологическую работу с массами, обращаются к здравому смыслу людей, взывают к их разуму, заставляют их думать самостоятельно, самим осознать  в чем состоят их коренные, классовые интересы, без удовлетворения которых невозможно истинное освобождение трудящегося человека.

Большая советская энциклопедия дает такое определение слову "пропаганда": "Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда."

Совсем по-иному пропаганда и агитация понимается буржуазными идеологами. Для буржуазии пропаганда уже не распространение знаний, как у коммунистов, а способ манипуляции народом, трудящимися массами, которых без особым образом направленного идеологического воздействия трудно удержать в узде, трудно заставить безропотно работать на благо капиталиста.

Читаем в энциклопедии Британника: "Пропаганда — систематическое манипулирование мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т. д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. Преднамеренное искажение и фильтрация информации отличает пропаганду от образования."

Примерно то же пишут Л. Дуба и Ж. Эллюль:  "Пропаганда — заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, то есть контроль за мышлением и поведением. Этим она сродни понятию Public Relations."

А вот как понимают буржуазные идеологи цели пропаганды и ее отличие от рекламы и агитации:

"Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. В отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками и ее непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. В силу того, что "общепринятые ценности" уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели позитивной пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.

Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания "образа врага" позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Негативная пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу "цель оправдывает средства". Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с "перевернутой" системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц."

Думаю, многие еще помнят, что именно таким способом и было начато разрушение Советского Союза, и именно таким образом в сознание советских людей были внедрены чуждые им буржуазные жизненные ценности.

Как можно видеть из определений, разница в понимании сути и целей пропаганды и агитации коммунистами и буржуазией принципиальная. Собственно, по-другому буржуазия понимать и использовать пропаганду не может. Говорить правду и взывать к разуму тех людей, за счет которых она паразитирует, которых она эксплуатирует и унижает ежечасно, ежесекундно, для нее смерти подобно.

И коммунисты не должны забывать об этой разнице в понимании терминов, особенно им когда приходится дискутировать со своими идеологическими оппонентами, которые любят ссылаться на "советскую пропаганду".

Г.Гагина